Личность человека формируется на протяжении всей его жизни, а не только в детском и юношеском возрасте, как принято было считать. На ее становление активное воздействие оказывает внешняя среда (отношения и общепринятые нормы в школе, в семье, на улице и так далее). Было установлено, что внешняя среда влияет на личность человека и формирует ее посредством воздействия ряда факторов, как негативных, так и позитивных, как более значимых, так и второстепенных в конкретной ситуации. На формирование личности современного человека очень сильное влияние оказывают такие факторы внешней среды, как религия, еда, вредные привычки, телевизионные передачи и фильмы, средства массовой информации, порно, идеология личной выгоды и потребительства, музыка, компьютерные игры, образование.
1. Религия – один из самых значимых и мощных факторов, влияющих на личность человека. От религиозных взглядов и вероисповедания во многом зависит поведение человека. Если он истинный верующий, то черты его характера (характер – один из самых выразительных показателей личности человека) во многом будут зависеть от той информации, которую он почерпнул из своих религиозных учений. По умолчанию ясно, что, например, мусульманин и христианин или атеист будут сильно отличаться друг от друга, как личности. С точки зрения психологии, религия считается скорее негативным фактором, влияющим на личность человека, так как может вызывать зависимость не только от догм и учений, но и от тех или иных лиц, которые часто пользуются преданностью, наивностью и доверчивостью верующих.
2. Еда и напитки. Они направлены исключительно на поддержку физиологических потребностей, а также животных инстинктов человека. Этот фактор в современном обществе подразумевает поглощение «модных» продуктов, часто вредных для организма. Вызывает психологическую зависимость, все чаще выполняя не функцию поддержания тела в нормальном физиологическом состоянии, а роль удовлетворителя вкусовых пристрастий.
3. Наркотические вещества, табачные изделия и алкоголь. Вызывают деградацию личности, разрушая психику человека. От наркотиков, табака и алкоголя формируется сильнейшая зависимость, которая не только мешает жить, лишая человека всяких целей и перспектив, но и часто приводит к необдуманным поступкам с тяжелейшими последствиями.
4. Фильмы и телевизионные передачи. Очень часто оказывают на человека зомбирующее воздействие, навязывая ему поведенческие шаблоны и чужие, якобы единственно правильные, выводы. Пропагандируют интересы заказчиков или владельцев телеканалов. Фильмы и телевизионные передачи формируют мировоззрение человека. Вызывают зависимость.
5. Средства массовой информации. Оказывают на личность человека воздействие, аналогичное влиянию на нее телевизионных передач и фильмов. Зачастую используются в чьих-то интересах для массовой дезинформации общества или определенных его слоев, выдавая ложную информацию за правдивую. Вызывают зависимость.
6. Эротические и порнографические фильмы. Разлагают личность, удовлетворяя одновременно животные позывы и первобытные инстинкты. Вызывают устойчивую зависимость. Формирует у противоположных полов неправильное представление друг о друге, что, в свою очередь, приводит к физиологическим и психологических расстройствам, когда человек строит отношения в реальном мире.
7. Идеология личной выгоды и потребительства. Направлена на формирование в человеке такой черты характера, как жадность, личная выгода любой ценой, эгоизм, а также регулярное чрезмерное потребление услуг и товаров за рамками реальных потребностей. Пропагандируется, в том числе, и через телевизор и СМИ. Вызывает зависимость.
8. Музыка. Частое прослушивание музыки может оказывать на личность человека зомбирующее воздействие. Отстраняет его мышление от реальности, настраивая работу психики под ритм музыки. Вызывает зависимость.
9. Компьютерные игры. Способны заменить человеку, как считают попавшие в игровую зависимость люди, реальную жизнь. Яркий пример — MMORPG, где можно общаться, жениться и так далее. Одним словом – жить. Компьютерные игры отрывают человека от реальности и вызывают очень сильную зависимость.
10. Система образования. Дело в том, что система образования, как не парадоксально это звучит, оказывает на личность очень неоднозначное влияние. С одной стороны, человек развивается, обучается, получает новые знания, умения и навыки. Но с другой стороны, система образования функционирует в рамках существующей общепризнанной шаблонной концепции. То есть, она «форматирует» личность по одному шаблону, превращая аудиторию в однородную массу. Это никак не способствует креативному нестандартному мышлению. Получается, система образования в некоторой степени ограничивает человека, угнетая его потенциал. И лишь очень немногим удается отбросить все шаблоны и самостоятельно найти неординарный подход к процессу обучения.
Некоторые из вышеперечисленных факторов (например: образование, музыка, религия, еда и напитки, фильмы и телевизионные передачи) оказывают не только негативное, но и позитивное влияние на формирование личности, то есть – неоднозначно воздействуют на человека. Многое зависит от конкретной ситуации. К примеру, еда: без нее невозможно существование человека, но если регулярно переедать и употреблять вредные продукты, вызывающие привыкание, то можно превратиться в машину для поглощения пищи. Телепередачи: можно с пользой для себя смотреть научно-популярные выпуски, а можно сутки проводить у экрана, просматривая ток-шоу, разлагающие личность и формирующие нетрадиционные стереотипы. Тут все очень относительно. Приведенные же 10 факторов были рассмотрены именно в плане их негативного влияния на личность человека.
[youtube]DNioc0EL8B4[/youtube]
Материал для публикации подготовил: IntellektualNik